Андрей Ярцев (Dron) (dron_fc) wrote,
Андрей Ярцев (Dron)
dron_fc

Categories:

О том, что выше плеч

Как оказалось, когда пытаешься написать что-то полезное, начинаешь намного больше думать. Думаешь, о том, что бы написать, и как это сформулировать, и как при этом не навредить, и как оставить себе право на ошибку, и так ли это описано, как ощущается, и о том, как ты вообще что-то делаешь на доске...
Постепенно количество разных мыслей, скапливаясь и наталкиваясь друг на друга заполняют весь мозг и практически начинают лезть из ушей. Поэтому я собственно и не писал так долго - слишком много слов толпится в голове. И чтобы как-то договориться со своей головой я решил поболтать на отвлеченную от техники катания тему - о функции головы на склоне.

Народная мудрость утверждает, что карверу мозг не нужен. Но так уж случилось, что он у нас есть, и нам всем придется как-то смириться с этим недостатком и продолжать с ним жить и кататься.

А если серьезно, давайте поговорим о том, как и о чем надо думать на склоне, чему уделять внимание, на что не отвлекаться, как правильно настроиться на тренировку и о других подобных вещах не связанных с техникой катания непосредственно.

Страх.
Один из главных врагов и, одновременно, основа механизма самосохранения человека. Страшно бывает всем, бесстрашных людей не существует, потому, что они долго не живут.
Страх возникает при приближении к некоторому порогу, к границе осознанной безопасности. Причем эта, существующая в нашей голове, граница, как правило не совпадает с реальной границей опасности. У взрослых умудренных опытом человеков мысленная граница безопасности обычно занижена, то-есть мы считаем, что "все хана сейчас убьюсь нафиг" наступит, скажем, при меньшей скорости, чем на самом деле. У детей обычно все наоборот. Отчасти поэтому детям легче дается обучение всяким подвижным видам спорта, но по этой же причине детей нельзя оставлять без присмотра.
Страх очень мешает в учебе - он парализует. Человек не способен эффективно управлять своим телом когда он боится. Тело само совершает ранее закатанные на уровне рефлексов движения. А нам необходимо заставить его выполнять непривычные движения. Так что, чем успешнее справляешься со страхом, тем быстрее учишься.
Борьба со страхом как таковым, занятие безнадежное и опасное, но есть две вещи, которым стоит уделять внимание -
 1. держаться ниже границы страха,
 2. отодвигать границу страха максимально близко к границе реальной опасности.
И собственно несколько практических советов как это сделать:
  - Правильно выбирай крутизну (а также ширину и продолжительность) склона. Даже если выбора нет, в трубе например, можно стартовать не с самого верха
  - Закрывай дуги - выходи из поворота поперек склона, или даже чуть вверх по склону. Это лучше чем тормозить сбросом.
  - При старте отмеряй разгон либо по ориентирам (до столба, до дерева...) либо считая про себя (для начала обычно до 2-х или до 3-х). Инструктор может помочь ученику выступая в качестве ориентира ("разгоняешься до меня, затем поворот...").
  - Езда по прямой. Помогает адаптироваться к склону показывая тебе максимальную скорость до которой на этом склоне можно разогнаться. Когда понимаешь, что скорость больше не растет, а с этой скоростью ты справляешься, становится намного проще. Начинать ездить по прямой надо внизу склона, там где гарантированно не страшно, постепенно поднимая точку старта все выше и выше. Лучше пользоваться ориентирами, например пролетами сетки ограждения - каждый спуск начинать на 1-3 пролета выше.

Уверенность в себе
Очень важное качество. Сомнения отнимают силы, не говоря уже о совершенно испорченном настроении вплоть до депрессивных состояний.
Не важно, получается у тебя то, что ты хочешь или нет. На начальном этапе обучения (первые пару лет :-))) ) мы все выглядим на склоне клоунами!!! Избавиться от этого никак нельзя. Это надо принять и смириться, тогда все станет гораздо проще. Кроме того, это поможет избежать практически неизбежного шока при просмотре своего первого видео, напрочь разрушающего представления о собственной крутости. Лучше скажи себе - "ну что-ж, повеселим народ..." и улыбнись... так становятся карверами. :-)

Маленькие открытия
Они сопровождают нас на протяжении всего обучения. Причем, поначалу каждый раз кажется, что открыл что-то великое... ну холодный термоядерный синтез или лекарство от рака, не меньше. С приходом опыта отношение к своим открытиям становится спокойнее.
Собственно, такие находки это вешки на пути к знанию. Они  - показатель прогресса.
Только имей ввиду, что эти вешки только для тебя. Не надо спешить делиться ими со всеми окружающими. То, что ты понял и прочувствовал, очень полезно для тебя лично, но будучи пересказано кому-нибудь из начинающих коллег, может принести ему вред, если он не готов или просто не понял. Не навреди!
Кстати, большинство своих "детских" открытий, со временем вызывают улыбку... или громкий смех :-))

Взгляд
Да, у головы есть еще и такая функция :)
Вообще, в процессе обучения надо добиться возможности смотреть в любой момент в любую сторону (в пределах физиологических возможностей конечно). Как показывает практика, можно, например, запросто оглянуться назад в процессе евроукладки. Но это приходит очень не быстро. На первых порах необходимо просто научиться смотреть по сторонам, и особенно вверх по склону, откуда, как правило, приближается опасность. Оптимальный момент для взгляда вверх - на выходе из дуги. Если между дугами длинный траверс, то хорошо бы еще и перед началом следующей дуги.
Кроме того, направленный взгляд можно использовать в процессе тренировки для отработки некоторых элементов техники, что мы и будем в дальнейшем делать.

Как построить тренировку.
Начинай всегда с того, что ты уже умеешь. При достаточно регулярном катании, для "вкатывания" достаточно 1-2 спусков. При ежедневных тренировках на стабильном склоне можно обойтись совсем без вкатывания. После значительного перерыва (несколько недель), на вкатывание может уйти целый день и даже несколько.
Не повторяй одно и то-же упражнение больше 8 спусков подряд.
Если не можешь изменить форму упражнения, меняй акценты - уделяй внимание работе разных частей тела.
На верху склона проговаривай про себя (а можно и вслух) задание на спуск. Задание должно быть простым и выполнимым. Задание должно быть коротким, например - "плечо вниз" или "прогиб во фронте", тогда есть шанс его вспомнить в процессе спуска. Некоторые способны запомнить и выполнить по 2-3 задания на одном спуске, но в большинстве, карверы народ "однозадачный".
Ну и мой любимый "принцип изначальной недостаточности", означающий, что всегда следует считать, что то что ты отрабатываешь ты делаешь недостаточно... что можно больше... нужно больше. Например, если работаешь над ангуляцией, всегда считай что можно изогнуть организм еще немного (или много) и пытайся это сделать. Не задавай вопрос - "достаточно ли я...?", ответ однозначен - НЕТ. В непривычном положении, тебе кажется, что ты уже в узел завязался, когда на самом деле, ты только чуть-чуть отклонился от палкообразного положения.

Собственно, голова нужна еще много зачем. Например, чтобы пить чай с пирожными в перерывах между катанием. Или чтобы носить красивый шлем с маской. :-)
Главное, чтобы она не участвовала непосредственно в катании. Это не шутка! Технику надо накатать, как минимум, до состояния, когда тело само рефлекторно предпринимает правильные действия для управления доской, а голова свободна для тактики и стратегии... ну и на окружающую природу поглазеть :-)

В любом случае, не теряйте голову - пригодится!  :-)))
Tags: bomer, extremecarving, бомер, еврокарвинг, жесткий сноуборд
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments